Раздражение влиятельного в военных кругах сенатора вызвала недавняя инициатива Татарстана о призыве в армию. 16 февраля в Казани состоялось заседание республиканской призывной комиссии, на которой были оглашены факты чрезвычайных происшествий в армии, где пострадали новобранцы из Татарстана. Выслушав докладчиков, глава комиссии, первый вице-премьер Равиль Муратов заявил: "Мы не будем направлять наших призывников в части, где это произошло. Мы не можем направлять ребят туда, где нет порядка". Первый вице-премьер дал поручение военному комиссару республики Сергею Погодину составить список неблагополучных воинских частей и направить его в Минобороны для того, чтобы исключить их из наряда для Татарстана.
Однако чиновников опередили местные правозащитники. В понедельник на пресс-конференции руководитель казанского Правозащитного центра Игорь Шолохов огласил список частей, где происходят самые дикие случаи неуставных отношений. Это части под номерами 61964 (Тоцкий военный гарнизон Оренбургской области), 12899 (Южно-Сахалинск), 3705 и 49293 (Сосновый Бор и Кронштадт Ленинградской области), 05651 и 48432 (Читинская область и Чита), 31963 (Хабаровский край), 32755 (Пермский край) и 3479 (Казань).
Части, дислоцированные в Оренбургской и Ленинградской областях и на Сахалине, получили печальную известность во всей стране из-за случаев смерти молодых солдат из Татарстана. Особенно громкий резонанс в республике вызвало самоубийство призывника из города Чистополь в сахалинской части. Тогда президент Минтимер Шаймиев обратился к министру обороны с просьбой принять меры в отношении командиров этой воинской части. По приказу министра четверо офицеров были уволены из Вооруженных сил.
В Минобороны, куда за комментариями обратилась "Газета", заявление первого вице-премьера Татарстана приняли в штыки: "Полнейший бред и политический популизм. Существует закон, его надо уважать. Если у руководства республики есть факты нарушения прав военнослужащих, то необходимо обратиться в военную прокуратуру, где с виновниками помогут разобраться".
Стоит напомнить, что Татарстан не в первый раз активно защищает своих призывников. 21 сентября 1999 года, когда стало ясно, что начинается новая полномасштабная война в Чечне, госcовет Татарстана приостановил осенний призыв в республике до тех пор, пока из горячих точек не будут отозваны его новобранцы. Причиной для столь резкого демарша стали шесть цинковых гробов с телами ребят, погибших в антитеррористической операции на территории Дагестана, в том числе Марата Шамсутдинова и Алмаза Фахрутдинова, которые прослужили всего 40 дней.
Сопротивление властей Татарстана дало свои плоды: тогда Минобороны постановило, что в военных операциях должны участвовать только солдаты-контрактники.
Мадина ШАВЛОХОВА, Ирек МУРТАЗИН,
"Газета"